?

Log in

No account? Create an account
пограничник Асаватарии

АСАВАТАРИЯ

записки пограничника

Previous Entry Share Next Entry
Душа шпиона. Заметки после просмотра
пограничник Асаватарии
asavatar
В понедельник, 20.06 канал "Россия" показывал кинофильм "Душа шпиона". О дате и времени показа  узнал случайно, в период ожидания эпохальной игры на Чемпионате мира по футболу Россия:Уэльс. Показ сразу после игры выглядел концептуально.
Взялся смотреть потому, что знал по предыдущим анонсам, что фильм  - по мотивам романа Михаила Любимова "И ад следовал за ним". В своё время это роман публиковался частями в журнале "Огонёк" и я имел удовольствие его читать. Написано было живо, с юмором, иронией, байки из жизни спецслужб, органично вплетёны в повествование, присказки и аллюзии к фразам-штампам, кинофильмам и книгам.

Каждый штрих наполнял роман и героев - всех до единого, от главного до второстепенных деталями, жизнью, узнаваемостью мест, времени, обстоятельств и психологической достоверностью. Тогда я не знал, но подозревал, что автор имеет некоторое отношение к нашим спецслужбам, но только далеко потом узнал, насколько близкое это было отношение. Автор знал, о чём писал, он был в том самом Лондоне, он встречал похожих людей и лихо кроил из них своих героев - правдоподобных,человечных. Мне тогда понравилось очень, роман запомнил.
Главный герой, Алекс Уилки,он же Товарищ Том  чем-то напоминает мне Остапа Бендера в "Золотом телёнке", причём в заключительной части - после обретения им заветного миллиона гражданина Корейко.
Остальные были тоже хороши. Втайне мечтал об экранизации.
Эта же мысль посетила однажды и превосходного режиссёра Владимира Бортко. Известен он многим, причём кидало его от сиюминутно-сериального до поистине культовых творений. Одного "Собачьего сердца" было бы мне достаточно, чтобы восхититься мастерством Бортко, вплоть до черно-белого цветового решения.
Итак, материал был хорош, режиссёр готов. Единственный существенный недостаток исходного материала - описанное в романе время всё дальше и дальше уходит от нас, появляются целые поколения, для которых некоторый аллюзии и переживания героев становятся или непонятными, или не совсем понятными, что смазывает ощущение достоверности и годится им для вежливого интереса - ну ладно, посмотрим, как там было, в СССР - говорят и хорошо, и плохо...вот и посмотрим....
Что сразу в плюс авторам - извернулись таки, извернулись :) Оставили вневременное - добро и зло, предательство и самопожерттвование, глупость и тонкий расчёт, случайность и предопределённость, любовь и ревность.
Создатели фильма смело перенесли в наше время, и , поначалу восприняв эту идею в штыки, по завершении просмотра был полностью и безоговорочно согласен с авторами в таком обращении со временем (сценарий, кстати, писали сам Бортко и Любимов).
Отдельное удовольствие было сопоставлять экранные образы с образами, представлявшимся по книге. Авторам фильма удалось заманить Макдауэлла, роль Генри очень интересна.
Те, кто не читал, но посмотрел, имеют шанс получить обратное довольствие - сопоставить увиденное с тем, что увидится при чтении.
Про фильм в целом скажу так - у фильма есть, по крайней мере, для меня аванс  - интересный исходный материал. Не буду рассказывать сюжет и события - оттого не будет никакого интереса смотреть фильм. В любом случае настоятельно рекомендую роман "И ад следовал за ним к прочтению". Если вы его ещё не читали, то фильм вам в чём-то даже поможет в плане правильной адаптации к современности -  указывая на вневременное и общечеловеческое.Есть находки даже лучше книги, особенно в заключительных событиях на яхте. Поступок Коли-Лошадиной Челюсти по отношению к бедняжке Кэти более правдоподобен, сцена же расплаты немного отдаёт пафосностью, в книге всё-таки лучше...Есть, есть у фильма и недостатки.особенно для знающих первоисточник. Штрихами, слишком широкими мазкам начат фильм, потом понемного выправляется, даже появляется "внутренний монолог" главного героя. Вот бы его с самого начала. Например, когда мимоходом показывается сборище одеколонов в ванной, а ведь по книге коллекционирование одеколонов и их использование сообразно обстоятельствам - отдельная фишка героя, равно как и тяга к использованию кладбищ для тайников и даже встреч. А клички, клички? По ним главный герой мастер - точно подмеченный внешний штрих или ассоциация - и вот уже рождатся Болонья, Маня, Большая земля, Лошадиная Челюсть. Появляются такие перлы, как Монастырь, Мекленбург, Ареопаг...
Пропущенное не добавляет жизни ни главному герою, ни Кэти. Особенно Кэти(хотя и красивее, чем мне представлялась по книге - там она казалась попроще почему-то). Кэти вообще по фильму кажется холодной и не переживающей по этому поводу. Тогда как по книге эта холодность - накопившаяся обида, прорывающаяся нежностью и любовью. Ведь по роману она доказывает главному герою и нам, читателям, что Уилки для неё не пустой обманщик, циничный мерзавец и вообще иностранный шпион.
Отдельно в минус - сцена загула Алекса в Каире ;)
Плюс (уже вне загула, конечно) - почти точное совпадение Бригитты Дормье с тем, что выходит по книге.
...
А вы всё-таки прочитайте «И ад следовал за ним», чтобы оценить дух ушедшего времени – для тех, кто помнит, и для тех кто родился слишком поздно и хотел бы напомнить, что пропустил, и для тех, кто ещё не родился, но хотел бы понять, что он пропустил….
...
Набор картинок прилагается
(в cцене помолвки, распивая шампанское в качестве неназванного ;) гостя, снимался сам Любимов :)












Это как дорогой коньяк-его надо прочувствовать. А собрав вместе и актуальность, вневременную прелесть фильма с живостью и иронией книга вы получите полный букет, достойный всяческого внимания.